Исламское право В Системе раздел «Исламское право (Шариат)». Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам семейного права и т.п. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду (с.а.с.), а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада (с.а.с.), о его поступках и мудрых изречениях.
Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабам, то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описания в Священной Книге Коран и Сунне Пророка (с.а.с.) с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.
Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней. В Ливане, Сирии, в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования их взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и ещё в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы. В России тоже действуют светские юридические законы и кодексы и верховенство российского законодательства Исламом бесспорно признается.
В Российской Федерации нормы шариата и адата не имеют юридической силы. Однако многие нормы шариата фактически сохранились, хотя и за рамками официального правопорядка и могут применяться гражданами в той части, которая не противоречит российскому законодательству. Например, по шариату мусульманин не имеет права давать деньги под проценты.
Исламская правовая культура призвана сыграть особую роль в противодействии экстремизму под исламскими лозунгами, поскольку мусульманские радикалы обосновывают способы и цели своей преступной деятельности ссылками на исламские правовые постулаты. Поэтому идейное направление этой борьбы является одним из самых важных. Противодействие отмеченной опасности невозможно без обращения к позитивным достижениям традиционной и современной исламской правовой мысли. Причем первоочередное значение для решения указанных проблем имеют общие принципы исламского права, его исходные ориентиры и приоритеты, освоение которых требует глубоких знаний исламской правовой теории.
В настоящее время необходимо принять меры, исключающие возможность разного толкования и искажения сути норм шариата и попыток их использования представителями радикальных течений в пропагандистских целях, вводя в заблуждение и скрывая, что они противоречат российскому законодательству.
Для этого необходимо создать официально признанный документ на русском языке, где будут изложены признанные нормы шариата, которые не противоречат российскому законодательству и могут быть использованы при формировании исламской этики и т. п. Этот документ создать как часть ранее указанного Официального основного документа Ислама в России.
Читать статью полностью