Просветительская деятельность

Образовательная миссия духовного управления мусульман России


Просветительская деятельность – одно из основных направлений работы духовного управления мусульман. Знания, образованность в исламе ставятся на первое место. Пророк говорил: "Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки", "Учись от колыбели до могилы". Поэтому президент РФ Владимир Путин неоднократно на встречах с имамами РФ заявлял о необходимости поднять уровень образования в России, вернуть российскую богословскую мусульманскую школу. И в региональных духовных управлениях мусульман приняли это заявление как конкретно поставленную задачу.




Мусульманская умма всегда была сильна образованными людьми. Даже Коран впервые напечатали мусульмане России. Все более актуальное значение приобретает периодическое обучение имамов на курсах переподготовки (семинарах). Наравне с уважаемыми почтенными имамами к получению новых знаний религии стремится немало молодежи, вольнослушателей, активистов мусульманского движения.

Большое внимание на обучающих курсах отводится лекциям, касающимся межличностных отношений, отношений верующего мусульманина с людьми иных конфессий и национальностей.






Во многих регионах России действуют воскресные школы, преподаватели которых прошли тестирование на специальной комиссии. А в качестве пилотного проекта в некоторых регионах уже функционирует воскресная школа для самых маленьких детей, своего рода детский сад, где дети в игровой форме знакомятся с основами ислама, изучают арабский язык, на котором должны читаться священные тексты.








Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви. Общие положения (краткое изложение)




Документ утвержден решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года.

Курсы повышения квалификации священнослужителей организованы по благословению Патриарха Кирилла и на основании постановления Архиерейского Собора 2013 года.










Курсы повышения квалификации являются обязательными для митрополий и епархий Русской Православной Церкви и не требуют государственного лицензирования согласно Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях».

Курсы направлены на повышение пастырско-богословского уровня священнослужителей и проводятся в соответствующих религиозных организациях с одобрением Учебного комитета.






Цели и задачи курсов

Основной целью является повышение квалификации и образовательного уровня духовенства в области православного богословия и церковной жизни.

Задачи включают расширение богословских и пастырских знаний, освоение новых методик в социальной и миссионерской работе, знакомство с современными социальными явлениями и оценка новых социальных проблем.

Аттестация проводится в форме устных и письменных экзаменов.





Руководство курсов

Ответственным за повышение квалификации в епархии является епархиальный архиерей. Управление митрополии или епархии обеспечивает условия для прохождения курсов клириками.

Курсы организуются под руководством епархиального архиерея и контролем Учебного комитета. Руководителем Курсов может быть епархиальный архиерей или назначаемое им лицо.

Курсы могут начинать свою деятельность только после получения одобрения Учебного комитета.





Прием, выпуск и отчисление слушателей

Клирики Русской Православной Церкви обязаны проходить курсы повышения квалификации один раз в 7 лет, с объемом не менее 72 академических часов.

К обучению допускаются клирики с богословским образованием уровня бакалавриата и выше. От прохождения курсов освобождаются священнослужители с учеными степенями, достигшие возраста 65 лет, а также преподаватели с учеными степенями.

Клирики могут быть отчислены за неуспеваемость, недостойное поведение или по личным обстоятельствам. В случае отчисления клирик может быть направлен на повторное обучение не ранее, чем через год.


Организация образовательного процесса

Курсы проводятся на основе утвержденных учебно-методических документов, в очной или очно-заочной формах с сентября по май.

Учебный план включает обязательные и вариативные дисциплины, с итоговой аттестацией в форме экзамена или защиты письменной работы.

В случае необходимости учебный процесс может включать дистанционные образовательные технологии.

Клирики освобождаются от приходских обязанностей на время обучения с сохранением денежного содержания.

По окончании курсов выдается удостоверение установленного образца.


История возрождения еврейского религиозного образования в России


Возрождение еврейского религиозного образования на территории бывшего Советского Союза началось в конце 1980-х годов, на закате советской эпохи. Одним из первых и значимых центров стало учебное заведение «Мекор Хаим» или «Источник Жизни», также известное как «кунцевская ешива». Официально оно функционировало как «Институт изучения иудаизма при академии мировых цивилизаций» под руководством раввина Адина Штейнзальца.







В «Мекор Хаим» преподавались уроки как для мужчин, так и для женщин разного возраста и уровня знаний. Обучение включало изучение иврита, семинары по вопросам иудаизма, а также культурные мероприятия, способствующие сохранению и развитию еврейской традиции и идентичности в условиях советской и постсоветской России.

Ешива располагалась на бывшей даче высокопоставленного государственного деятеля СССР Н. А. Промыслова, который возглавлял Москву в период с 1963 по 1986 годы. Это место, неподалеку от станции метро «Кунцевская», стало необычным сочетанием образовательного и культурного центра, служившего как местом обучения Торе и Талмуду, так и культурных событий для еврейской общины.





Тем не менее, история «кунцевской ешивы» омрачена трагедией. В 1996 году здание, где располагалась ешива, было полностью уничтожено в результате пожара. Этот инцидент стал серьезным ударом по еврейскому образовательному сообществу России, однако деятельность и значение «Мекор Хаим» продолжили оставаться важными символами возрождения еврейской культуры и религиозного образования в стране.

С течением времени другие еврейские образовательные учреждения и ишивы начали появляться по всей России и бывшему Советскому Союзу, отражая не только живучесть и разнообразие еврейской общины, но и стремление сохранять и передавать духовные и культурные ценности через поколения.



Просветительская деятельность в буддийской философии образования: интроспективные методы и личностное развитие


Буддизм, известный на Западе как древнейшая мировая религия, традиционно воспринимается прежде всего как учение (санскр.: Дхарма), направленное на развитие личности в рамках взаимодействия учитель-ученик. За более чем две тысячи лет буддийская традиция накопила значительное количество образовательных идей, методов и материалов, что делает её уникальным объектом для анализа с точки зрения философии образования. Философия образования как область философии сформировалась на Западе к середине XX века, а в России получила признание после перестройки, в 1990-е годы.





Буддийская философия образования имеет несколько ключевых характеристик. Во-первых, она характеризуется непрерывностью и не ограничена возрастными или социальными рамками. Основное содержание буддийского образования – это опыт человеческого существования, включающий эпистемологические, этические и психологические аспекты. Центральное понятие здесь – опыт-переживание (тиб.: nyams myong), что сближает образование с практикой, переживаемой как личный опыт.





В буддийской философии образования проблема страдания, рассматриваемая как фундаментальный опыт неудовлетворенности, является основным контекстом. Это определяет её «направленность на внутреннее» (опанайико), подчеркивающую важность психики человека, его мотиваций, мышления и эмоций. Это также объясняет доминирующую роль интроспективных методов в буддийской образовательной практике, таких как постоянное наблюдение за собственной душой.





Буддийская философия образования демонстрирует признаки теории деятельности (праксиологии). Образование в буддизме строится на основе компонентов теории деятельности, что включает:

Распознание проблемы (страдание).

Выявление причин проблемы.

Использование критериев эффективности.

Описание идеальной цели (отсутствие страдания).

Обоснование возможности достижения цели.

Постановку задач и создание плана деятельности.

Применение методик для достижения целей.

Учет возможных ошибок и рекомендации по их преодолению.

Критерии оценки успешности образовательного процесса.

Методологический индивидуализм, подчеркивающий значимость индивидуальной образовательной деятельности.





Буддийская философия образования отличается тем, что её деятельность направлена на внутренний мир человека, а не на внешние объекты. В связи с этим она рассматривается как деятельность, ориентированная на личностный аспект индивидуума. Это направление на внутреннее подчёркивает важность работы с психикой, мотивациями, мышлением и эмоциями человека, что делает буддийское образование уникальным и глубоко личностным процессом.





Личный кабинет

Поиск участников