«Смертные грехи — это те, после которых человеческая душа обречена на погибель. И даже спасительная божественная благодать не может ее спасти. Но так происходит только в том случае, если человек не раскаивается. Если же он раскаивается, то совершённый грех перестает быть смертным.
Популярна трактовка, что смертный грех не оставляет надежды на спасение души, но она неправильная. К смертным грехам обычно относят убийство, прелюбодеяние, хулу на Бога и другие. Закрытого списка смертных грехов в православии нет. Закрытый список — это побочный продукт кодификации канонического права, когда мораль, так сказать, становится частью правового поля. Эта тенденция была характерна для западного христианства в Средние века, но не для православия, где до сих пор нет кодификации права. Различие в восточном и западном подходах можно проиллюстрировать на примере разницы между континентальным (римским) и британским правом. Первое базируется на нормах, а второе — на прецедентах, и у судей здесь больше возможностей в интерпретации прецедентов. Так и в православии каждый конкретный случай греха решается не автоматически, а в индивидуальном порядке. Тем не менее для восточного христианства характерна другая систематизация — страстей и добродетелей. Она восходит к IV веку и опыту больших монашеских общин в Египте и Палестине. Эта систематизация предполагает не автоматизацию определения наказания, как в случае с семью смертными грехами, а помогает человеку и его духовнику оптимизировать путь духовного исправления. То есть цель у этой систематизации не пенитенциарная, а дидактическая.
Но я думаю, что в глубине совести каждого человека есть собственное сознание того, что делать абсолютно нельзя, что является абсолютным табу. И если человек осознаёт, что это табу, и все равно его нарушает, это и есть смертный грех».
«Смертные грехи — это те, после которых человеческая душа обречена на погибель. И даже спасительная божественная благодать не может ее спасти. Но так происходит только в том случае, если человек не раскаивается. Если же он раскаивается, то совершённый грех перестает быть смертным.
Популярна трактовка, что смертный грех не оставляет надежды на спасение души, но она неправильная. К смертным грехам обычно относят убийство, прелюбодеяние, хулу на Бога и другие. Закрытого списка смертных грехов в православии нет. Закрытый список — это побочный продукт кодификации канонического права, когда мораль, так сказать, становится частью правового поля. Эта тенденция была характерна для западного христианства в Средние века, но не для православия, где до сих пор нет кодификации права. Различие в восточном и западном подходах можно проиллюстрировать на примере разницы между континентальным (римским) и британским правом. Первое базируется на нормах, а второе — на прецедентах, и у судей здесь больше возможностей в интерпретации прецедентов. Так и в православии каждый конкретный случай греха решается не автоматически, а в индивидуальном порядке. Тем не менее для восточного христианства характерна другая систематизация — страстей и добродетелей. Она восходит к IV веку и опыту больших монашеских общин в Египте и Палестине. Эта систематизация предполагает не автоматизацию определения наказания, как в случае с семью смертными грехами, а помогает человеку и его духовнику оптимизировать путь духовного исправления. То есть цель у этой систематизации не пенитенциарная, а дидактическая.
Но я думаю, что в глубине совести каждого человека есть собственное сознание того, что делать абсолютно нельзя, что является абсолютным табу. И если человек осознаёт, что это табу, и все равно его нарушает, это и есть смертный грех».
Комментарии 1
«Смертные грехи — это те, после которых человеческая душа обречена на погибель. И даже спасительная божественная благодать не может ее спасти. Но так происходит только в том случае, если человек не раскаивается. Если же он раскаивается, то совершённый грех перестает быть смертным.
Популярна трактовка, что смертный грех не оставляет надежды на спасение души, но она неправильная. К смертным грехам обычно относят убийство, прелюбодеяние, хулу на Бога и другие. Закрытого списка смертных грехов в православии нет. Закрытый список — это побочный продукт кодификации канонического права, когда мораль, так сказать, становится частью правового поля. Эта тенденция была характерна для западного христианства в Средние века, но не для православия, где до сих пор нет кодификации права. Различие в восточном и западном подходах можно проиллюстрировать на примере разницы между континентальным (римским) и британским правом. Первое базируется на нормах, а второе — на прецедентах, и у судей здесь больше возможностей в интерпретации прецедентов. Так и в православии каждый конкретный случай греха решается не автоматически, а в индивидуальном порядке. Тем не менее для восточного христианства характерна другая систематизация — страстей и добродетелей. Она восходит к IV веку и опыту больших монашеских общин в Египте и Палестине. Эта систематизация предполагает не автоматизацию определения наказания, как в случае с семью смертными грехами, а помогает человеку и его духовнику оптимизировать путь духовного исправления. То есть цель у этой систематизации не пенитенциарная, а дидактическая.
Но я думаю, что в глубине совести каждого человека есть собственное сознание того, что делать абсолютно нельзя, что является абсолютным табу. И если человек осознаёт, что это табу, и все равно его нарушает, это и есть смертный грех».