Вопрос

Как богословы представляют себе рай и ад? Менялись ли представления о том, что это такое? 

Вопрос
Вопрос
 

Комментарии 1

Светлана Александровна Федорова в Понедельник, 19 февраля 2024, 07:14

«Существование рая и ада не отрицалось ни одним богословом на протяжении всей истории христианства. Эти категории всегда воспринимались как резуль­таты человеческих поступков. Воплотившись, Бог дал возможность обретения рая, а ад — это результат отвержения человеком этой возможности. Что каса­ется представлений об устройстве рая и ада, в разные эпохи эти понятия интер­претировались по-разному.

Например, в эпоху Средневековья с его жестким и даже жестоким отношением к личности и человеческим свободам представления о допустимых границах насилия отражались и в представлении людей о рае и об аде. Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное.
XX век принес новое понимание человеческих отношений и скорректировал пред­ста­вления о рае и аде. В современном христианском богословии эти пред­­ставления сформированы не без влияния философских течений — экзис­тен­циализма и персонализма.
В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием. В христианском учении эта разница отра­зилась в том смысле, что полноту бытия человек получает только в Боге и это является райским состоянием. А ад — это отрицание такой полноты, когда чело­век просто влачит существование.

В терминах современного философского персонализма рай и ад интерпрети­руются с точки зрения того, что отношения между личностями являются выс­шим благом. Поэтому наличие полноценных отношений между людьми и ме­жду человеком и Богом богословие понимает как райское состояние. Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского (Блума), на которого повлиял современный персонализм.

Ад же с точки зрения персоналистического богословия является отсутствием полноценных отношений между человеком и Богом, а также человеком и чело­веком. Эта идея возвращает нас к классическому экзистенциализму — напри­мер, Сартру с его идеей, что „ад — это другие“ 

. Богословие переводит эту мысль и на существование человека после смерти, которая не обрывает межли­ч­ностные отношения. Способность или неспособность к таким отношениям продолжается и после смерти, являясь личным раем или адом для человече­ской души.

Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай».

«Существование рая и ада не отрицалось ни одним богословом на протяжении всей истории христианства. Эти категории всегда воспринимались как резуль­таты человеческих поступков. Воплотившись, Бог дал возможность обретения рая, а ад — это результат отвержения человеком этой возможности. Что каса­ется представлений об устройстве рая и ада, в разные эпохи эти понятия интер­претировались по-разному. Например, в эпоху Средневековья с его жестким и даже жестоким отношением к личности и человеческим свободам представления о допустимых границах насилия отражались и в представлении людей о рае и об аде. Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное. XX век принес новое понимание человеческих отношений и скорректировал пред­ста­вления о рае и аде. В современном христианском богословии эти пред­­ставления сформированы не без влияния философских течений — экзис­тен­циализма и персонализма. В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием. В христианском учении эта разница отра­зилась в том смысле, что полноту бытия человек получает только в Боге и это является райским состоянием. А ад — это отрицание такой полноты, когда чело­век просто влачит существование. В терминах современного философского персонализма рай и ад интерпрети­руются с точки зрения того, что отношения между личностями являются выс­шим благом. Поэтому наличие полноценных отношений между людьми и ме­жду человеком и Богом богословие понимает как райское состояние. Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского (Блума), на которого повлиял современный персонализм. Ад же с точки зрения персоналистического богословия является отсутствием полноценных отношений между человеком и Богом, а также человеком и чело­веком. Эта идея возвращает нас к классическому экзистенциализму — напри­мер, Сартру с его идеей, что „ад — это другие“  . Богословие переводит эту мысль и на существование человека после смерти, которая не обрывает межли­ч­ностные отношения. Способность или неспособность к таким отношениям продолжается и после смерти, являясь личным раем или адом для человече­ской души. Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай».
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Четверг, 19 сентября 2024

Личный кабинет

Поиск участников