«Существование рая и ада не отрицалось ни одним богословом на протяжении всей истории христианства. Эти категории всегда воспринимались как результаты человеческих поступков. Воплотившись, Бог дал возможность обретения рая, а ад — это результат отвержения человеком этой возможности. Что касается представлений об устройстве рая и ада, в разные эпохи эти понятия интерпретировались по-разному.
Например, в эпоху Средневековья с его жестким и даже жестоким отношением к личности и человеческим свободам представления о допустимых границах насилия отражались и в представлении людей о рае и об аде. Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное.
XX век принес новое понимание человеческих отношений и скорректировал представления о рае и аде. В современном христианском богословии эти представления сформированы не без влияния философских течений — экзистенциализма и персонализма.
В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием. В христианском учении эта разница отразилась в том смысле, что полноту бытия человек получает только в Боге и это является райским состоянием. А ад — это отрицание такой полноты, когда человек просто влачит существование.
В терминах современного философского персонализма рай и ад интерпретируются с точки зрения того, что отношения между личностями являются высшим благом. Поэтому наличие полноценных отношений между людьми и между человеком и Богом богословие понимает как райское состояние. Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского (Блума), на которого повлиял современный персонализм.
Ад же с точки зрения персоналистического богословия является отсутствием полноценных отношений между человеком и Богом, а также человеком и человеком. Эта идея возвращает нас к классическому экзистенциализму — например, Сартру с его идеей, что „ад — это другие“
. Богословие переводит эту мысль и на существование человека после смерти, которая не обрывает межличностные отношения. Способность или неспособность к таким отношениям продолжается и после смерти, являясь личным раем или адом для человеческой души.
Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай».
«Существование рая и ада не отрицалось ни одним богословом на протяжении всей истории христианства. Эти категории всегда воспринимались как результаты человеческих поступков. Воплотившись, Бог дал возможность обретения рая, а ад — это результат отвержения человеком этой возможности. Что касается представлений об устройстве рая и ада, в разные эпохи эти понятия интерпретировались по-разному.
Например, в эпоху Средневековья с его жестким и даже жестоким отношением к личности и человеческим свободам представления о допустимых границах насилия отражались и в представлении людей о рае и об аде. Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное.
XX век принес новое понимание человеческих отношений и скорректировал представления о рае и аде. В современном христианском богословии эти представления сформированы не без влияния философских течений — экзистенциализма и персонализма.
В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием. В христианском учении эта разница отразилась в том смысле, что полноту бытия человек получает только в Боге и это является райским состоянием. А ад — это отрицание такой полноты, когда человек просто влачит существование.
В терминах современного философского персонализма рай и ад интерпретируются с точки зрения того, что отношения между личностями являются высшим благом. Поэтому наличие полноценных отношений между людьми и между человеком и Богом богословие понимает как райское состояние. Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского (Блума), на которого повлиял современный персонализм.
Ад же с точки зрения персоналистического богословия является отсутствием полноценных отношений между человеком и Богом, а также человеком и человеком. Эта идея возвращает нас к классическому экзистенциализму — например, Сартру с его идеей, что „ад — это другие“
. Богословие переводит эту мысль и на существование человека после смерти, которая не обрывает межличностные отношения. Способность или неспособность к таким отношениям продолжается и после смерти, являясь личным раем или адом для человеческой души.
Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай».
Комментарии 1
«Существование рая и ада не отрицалось ни одним богословом на протяжении всей истории христианства. Эти категории всегда воспринимались как результаты человеческих поступков. Воплотившись, Бог дал возможность обретения рая, а ад — это результат отвержения человеком этой возможности. Что касается представлений об устройстве рая и ада, в разные эпохи эти понятия интерпретировались по-разному.
Например, в эпоху Средневековья с его жестким и даже жестоким отношением к личности и человеческим свободам представления о допустимых границах насилия отражались и в представлении людей о рае и об аде. Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное.
XX век принес новое понимание человеческих отношений и скорректировал представления о рае и аде. В современном христианском богословии эти представления сформированы не без влияния философских течений — экзистенциализма и персонализма.
В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием. В христианском учении эта разница отразилась в том смысле, что полноту бытия человек получает только в Боге и это является райским состоянием. А ад — это отрицание такой полноты, когда человек просто влачит существование.
В терминах современного философского персонализма рай и ад интерпретируются с точки зрения того, что отношения между личностями являются высшим благом. Поэтому наличие полноценных отношений между людьми и между человеком и Богом богословие понимает как райское состояние. Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского (Блума), на которого повлиял современный персонализм.
Ад же с точки зрения персоналистического богословия является отсутствием полноценных отношений между человеком и Богом, а также человеком и человеком. Эта идея возвращает нас к классическому экзистенциализму — например, Сартру с его идеей, что „ад — это другие“
. Богословие переводит эту мысль и на существование человека после смерти, которая не обрывает межличностные отношения. Способность или неспособность к таким отношениям продолжается и после смерти, являясь личным раем или адом для человеческой души.
Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай».