«В западном богослужении есть определенные моменты, предназначенные для созерцания: молитвы перемежаются молчанием, во время которого люди размышляют над тем, что прозвучало. И уже с давних времен эти медитационные паузы заполнялись и музыкой — органа или струнных инструментов. Паузы могут возникать в разные моменты службы, например после чтения Евангелия или перед самым причастием.
Православное богослужение все состоит из чтений и молитв, и если оно прерывается молчанием, то это воспринимается как некий сбой. Исторически в православной церкви всегда основное внимание уделяли молитвенному слову, а музыка в богослужении играла второстепенную роль. И роль эта заключалась в том, чтобы выпукло донести молитвенное слово до сердца молящегося.
В католичестве музыка ни в коем случае не заменяет молитву — она как бы подводит человека к молитве. Пример из эпохи Баха: перед тем как община поет хорал, на органе исполняется хоральная мелодия. И вот эта хоральная прелюдия напоминает прихожанам, о чем пойдет речь в хорале, — не мелодию напоминает, а именно содержание. Это достигается с помощью довольно сложной музыкальной символики.
Православное песнопение — это тоже музыка, но оно всегда теснейшим образом связано со словом. Например, в исконном виде православного пения, знаменном распеве, слово иллюстрируется движением мелодии.
В православном богослужении музыкальные инструменты никогда не использовали. О возможности использовать орган один раз заходила речь сто лет назад, на Соборе 1917 года, но это упоминается в материалах как один из предварительных вопросов, и всерьез его никогда не обсуждали. Но и формального запрета играть на музыкальных инструментах тоже нет. Это не принято. Ведь если брать традиции древней церкви, там были чтецы и певцы, но никогда не было инструменталистов».
«В западном богослужении есть определенные моменты, предназначенные для созерцания: молитвы перемежаются молчанием, во время которого люди размышляют над тем, что прозвучало. И уже с давних времен эти медитационные паузы заполнялись и музыкой — органа или струнных инструментов. Паузы могут возникать в разные моменты службы, например после чтения Евангелия или перед самым причастием.
Православное богослужение все состоит из чтений и молитв, и если оно прерывается молчанием, то это воспринимается как некий сбой. Исторически в православной церкви всегда основное внимание уделяли молитвенному слову, а музыка в богослужении играла второстепенную роль. И роль эта заключалась в том, чтобы выпукло донести молитвенное слово до сердца молящегося.
В католичестве музыка ни в коем случае не заменяет молитву — она как бы подводит человека к молитве. Пример из эпохи Баха: перед тем как община поет хорал, на органе исполняется хоральная мелодия. И вот эта хоральная прелюдия напоминает прихожанам, о чем пойдет речь в хорале, — не мелодию напоминает, а именно содержание. Это достигается с помощью довольно сложной музыкальной символики.
Православное песнопение — это тоже музыка, но оно всегда теснейшим образом связано со словом. Например, в исконном виде православного пения, знаменном распеве, слово иллюстрируется движением мелодии.
В православном богослужении музыкальные инструменты никогда не использовали. О возможности использовать орган один раз заходила речь сто лет назад, на Соборе 1917 года, но это упоминается в материалах как один из предварительных вопросов, и всерьез его никогда не обсуждали. Но и формального запрета играть на музыкальных инструментах тоже нет. Это не принято. Ведь если брать традиции древней церкви, там были чтецы и певцы, но никогда не было инструменталистов».
Комментарии 1
«В западном богослужении есть определенные моменты, предназначенные для созерцания: молитвы перемежаются молчанием, во время которого люди размышляют над тем, что прозвучало. И уже с давних времен эти медитационные паузы заполнялись и музыкой — органа или струнных инструментов. Паузы могут возникать в разные моменты службы, например после чтения Евангелия или перед самым причастием.
Православное богослужение все состоит из чтений и молитв, и если оно прерывается молчанием, то это воспринимается как некий сбой. Исторически в православной церкви всегда основное внимание уделяли молитвенному слову, а музыка в богослужении играла второстепенную роль. И роль эта заключалась в том, чтобы выпукло донести молитвенное слово до сердца молящегося.
В католичестве музыка ни в коем случае не заменяет молитву — она как бы подводит человека к молитве. Пример из эпохи Баха: перед тем как община поет хорал, на органе исполняется хоральная мелодия. И вот эта хоральная прелюдия напоминает прихожанам, о чем пойдет речь в хорале, — не мелодию напоминает, а именно содержание. Это достигается с помощью довольно сложной музыкальной символики.
Православное песнопение — это тоже музыка, но оно всегда теснейшим образом связано со словом. Например, в исконном виде православного пения, знаменном распеве, слово иллюстрируется движением мелодии.
В православном богослужении музыкальные инструменты никогда не использовали. О возможности использовать орган один раз заходила речь сто лет назад, на Соборе 1917 года, но это упоминается в материалах как один из предварительных вопросов, и всерьез его никогда не обсуждали. Но и формального запрета играть на музыкальных инструментах тоже нет. Это не принято. Ведь если брать традиции древней церкви, там были чтецы и певцы, но никогда не было инструменталистов».