Вопрос

Как сложилось русское православное богослужение в современном виде? 

Вопрос про вселенную
Вопрос
 

Комментарии 1

Светлана Александровна Федорова в Понедельник, 19 февраля 2024, 08:08

«Христианское богослужение складывалось постепенно. Главное отличие совре­­менного от раннехристианского заключается в том, что у ранних хри­стиан не было строго определенного текста богослужебных чинопоследований. Молитвы читались по наитию, предстоятель мог импровизировать, молиться своими словами. В Дидахе („Учении двенадцати апостолов“), раннехристи­ан­ском тексте, написанном в I веке, говорится: „Пророкам же позволяйте благо­дарить столько, сколько они хотят“.

Но постепенно от этой практики стали отходить: такая молитвенная импро­визация была возможна только в первые десятилетия существования христи­анства, когда во главе общин стояли харизматические лидеры. Со временем поколения менялись, эпоха харизматиков уходила в прошлое, и для того, чтобы сохранить смысл богослужения, сложившегося благодаря талантливым молит­венным экспромтам предстоятелей первых общин, стали создавать тексты бого­служебных чинопоследований. И в дальнейшем служба стала совершаться строго по этим текстам.

Первые евхаристические молитвы, насколько мы можем судить по тексту Дида­­хе, были очень похожи на еврейские благословения. Затем христиане стали формировать собственную богослужебную традицию. Благодаря Иусти­ну Философу, описавшему в своей „Апологии“ христианское богослужение II века, мы знаем, как в те времена совершалась литургия: сначала читались отрывки из апостольских посланий и Евангелия, затем предстоятель говорил проповедь, а потом к алтарю приносили хлеб и вино, и совершалась евхари­стия. В дальнейшем эта схема богослужения оставалась неизменной, но допол­нялась новыми деталями: появлялись новые молитвы, создавались новые бого­служебные песнопения. Первый полный текст литургии, дошедший до нас, был создан в IV веке — он изложен в восьмой главе „Апостольских постанов­лений“.

Сегодня богослужения в храмах Русской православной церкви совершаются по обряду, складывавшемуся в Византии на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировавшемуся к концу первого тысячелетия — как раз к тому времени, когда была крещена Русь. А Типикон — богослужебный устав, которым Церковь пользуется в наши дни, — был создан в палестинских и сирий­­­ских монастырях. Когда мы заходим в церковь во время всенощного бдения и слышим довольно продолжительное монотонное чтение, можно пред­ставить себе, как египетский или сирийский монах в одиночку совершал такую службу в пещере, служившей ему жилищем. Торжественное же пение хора напоминает о богослужении, сложившемся в константинопольских хра­мах. Эта форма христианского богослужения уже давно ушла в прошлое, но о ней напоминает сохраняющийся в некоторых приходах обычай петь на два хора: они чередуются — поет то один хор, то другой.

Разумеется, сегодняшняя служба в православных храмах совершается совсем не так же, как в Киевской Руси. Изменения происходят постоянно, но невоору­женным взглядом они незаметны: во-первых, эти изменения обычно не быва­ют глобальными, а касаются частных аспектов богослужения, во-вторых, верующие быстро привыкают к изменившемуся богослужению, и начинает казаться, что так было всегда.
Например, сегодня в храмах Русской православной церкви в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма — и все думают, что это очень древняя традиция и что так было всегда. Однако изначально такой кре­стный ход совершался только на Пасху, а крестные ходы в престольные празд­ники стали совершать по историческим меркам совсем недавно — в нача­ле XX века. Причем сначала эта традиция появилась на Западной Украине под влия­­нием аналогичных католических практик, а потом постепенно распро­­странилась по всей России.
Так что христианское богослужение с течением времени так или иначе меня­ется, но при этом смысл, вложенный в него еще в I веке первыми христиа­нами — совершение таинства евхаристии (благодарения), — остается неиз­менным».

«Христианское богослужение складывалось постепенно. Главное отличие совре­­менного от раннехристианского заключается в том, что у ранних хри­стиан не было строго определенного текста богослужебных чинопоследований. Молитвы читались по наитию, предстоятель мог импровизировать, молиться своими словами. В Дидахе („Учении двенадцати апостолов“), раннехристи­ан­ском тексте, написанном в I веке, говорится: „Пророкам же позволяйте благо­дарить столько, сколько они хотят“. Но постепенно от этой практики стали отходить: такая молитвенная импро­визация была возможна только в первые десятилетия существования христи­анства, когда во главе общин стояли харизматические лидеры. Со временем поколения менялись, эпоха харизматиков уходила в прошлое, и для того, чтобы сохранить смысл богослужения, сложившегося благодаря талантливым молит­венным экспромтам предстоятелей первых общин, стали создавать тексты бого­служебных чинопоследований. И в дальнейшем служба стала совершаться строго по этим текстам. Первые евхаристические молитвы, насколько мы можем судить по тексту Дида­­хе, были очень похожи на еврейские благословения. Затем христиане стали формировать собственную богослужебную традицию. Благодаря Иусти­ну Философу, описавшему в своей „Апологии“ христианское богослужение II века, мы знаем, как в те времена совершалась литургия: сначала читались отрывки из апостольских посланий и Евангелия, затем предстоятель говорил проповедь, а потом к алтарю приносили хлеб и вино, и совершалась евхари­стия. В дальнейшем эта схема богослужения оставалась неизменной, но допол­нялась новыми деталями: появлялись новые молитвы, создавались новые бого­служебные песнопения. Первый полный текст литургии, дошедший до нас, был создан в IV веке — он изложен в восьмой главе „Апостольских постанов­лений“. Сегодня богослужения в храмах Русской православной церкви совершаются по обряду, складывавшемуся в Византии на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировавшемуся к концу первого тысячелетия — как раз к тому времени, когда была крещена Русь. А Типикон — богослужебный устав, которым Церковь пользуется в наши дни, — был создан в палестинских и сирий­­­ских монастырях. Когда мы заходим в церковь во время всенощного бдения и слышим довольно продолжительное монотонное чтение, можно пред­ставить себе, как египетский или сирийский монах в одиночку совершал такую службу в пещере, служившей ему жилищем. Торжественное же пение хора напоминает о богослужении, сложившемся в константинопольских хра­мах. Эта форма христианского богослужения уже давно ушла в прошлое, но о ней напоминает сохраняющийся в некоторых приходах обычай петь на два хора: они чередуются — поет то один хор, то другой. Разумеется, сегодняшняя служба в православных храмах совершается совсем не так же, как в Киевской Руси. Изменения происходят постоянно, но невоору­женным взглядом они незаметны: во-первых, эти изменения обычно не быва­ют глобальными, а касаются частных аспектов богослужения, во-вторых, верующие быстро привыкают к изменившемуся богослужению, и начинает казаться, что так было всегда. Например, сегодня в храмах Русской православной церкви в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма — и все думают, что это очень древняя традиция и что так было всегда. Однако изначально такой кре­стный ход совершался только на Пасху, а крестные ходы в престольные празд­ники стали совершать по историческим меркам совсем недавно — в нача­ле XX века. Причем сначала эта традиция появилась на Западной Украине под влия­­нием аналогичных католических практик, а потом постепенно распро­­странилась по всей России. Так что христианское богослужение с течением времени так или иначе меня­ется, но при этом смысл, вложенный в него еще в I веке первыми христиа­нами — совершение таинства евхаристии (благодарения), — остается неиз­менным».
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Четверг, 19 сентября 2024

Личный кабинет

Поиск участников