«Христианское богослужение складывалось постепенно. Главное отличие современного от раннехристианского заключается в том, что у ранних христиан не было строго определенного текста богослужебных чинопоследований. Молитвы читались по наитию, предстоятель мог импровизировать, молиться своими словами. В Дидахе („Учении двенадцати апостолов“), раннехристианском тексте, написанном в I веке, говорится: „Пророкам же позволяйте благодарить столько, сколько они хотят“.
Но постепенно от этой практики стали отходить: такая молитвенная импровизация была возможна только в первые десятилетия существования христианства, когда во главе общин стояли харизматические лидеры. Со временем поколения менялись, эпоха харизматиков уходила в прошлое, и для того, чтобы сохранить смысл богослужения, сложившегося благодаря талантливым молитвенным экспромтам предстоятелей первых общин, стали создавать тексты богослужебных чинопоследований. И в дальнейшем служба стала совершаться строго по этим текстам.
Первые евхаристические молитвы, насколько мы можем судить по тексту Дидахе, были очень похожи на еврейские благословения. Затем христиане стали формировать собственную богослужебную традицию. Благодаря Иустину Философу, описавшему в своей „Апологии“ христианское богослужение II века, мы знаем, как в те времена совершалась литургия: сначала читались отрывки из апостольских посланий и Евангелия, затем предстоятель говорил проповедь, а потом к алтарю приносили хлеб и вино, и совершалась евхаристия. В дальнейшем эта схема богослужения оставалась неизменной, но дополнялась новыми деталями: появлялись новые молитвы, создавались новые богослужебные песнопения. Первый полный текст литургии, дошедший до нас, был создан в IV веке — он изложен в восьмой главе „Апостольских постановлений“.
Сегодня богослужения в храмах Русской православной церкви совершаются по обряду, складывавшемуся в Византии на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировавшемуся к концу первого тысячелетия — как раз к тому времени, когда была крещена Русь. А Типикон — богослужебный устав, которым Церковь пользуется в наши дни, — был создан в палестинских и сирийских монастырях. Когда мы заходим в церковь во время всенощного бдения и слышим довольно продолжительное монотонное чтение, можно представить себе, как египетский или сирийский монах в одиночку совершал такую службу в пещере, служившей ему жилищем. Торжественное же пение хора напоминает о богослужении, сложившемся в константинопольских храмах. Эта форма христианского богослужения уже давно ушла в прошлое, но о ней напоминает сохраняющийся в некоторых приходах обычай петь на два хора: они чередуются — поет то один хор, то другой.
Разумеется, сегодняшняя служба в православных храмах совершается совсем не так же, как в Киевской Руси. Изменения происходят постоянно, но невооруженным взглядом они незаметны: во-первых, эти изменения обычно не бывают глобальными, а касаются частных аспектов богослужения, во-вторых, верующие быстро привыкают к изменившемуся богослужению, и начинает казаться, что так было всегда.
Например, сегодня в храмах Русской православной церкви в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма — и все думают, что это очень древняя традиция и что так было всегда. Однако изначально такой крестный ход совершался только на Пасху, а крестные ходы в престольные праздники стали совершать по историческим меркам совсем недавно — в начале XX века. Причем сначала эта традиция появилась на Западной Украине под влиянием аналогичных католических практик, а потом постепенно распространилась по всей России.
Так что христианское богослужение с течением времени так или иначе меняется, но при этом смысл, вложенный в него еще в I веке первыми христианами — совершение таинства евхаристии (благодарения), — остается неизменным».
«Христианское богослужение складывалось постепенно. Главное отличие современного от раннехристианского заключается в том, что у ранних христиан не было строго определенного текста богослужебных чинопоследований. Молитвы читались по наитию, предстоятель мог импровизировать, молиться своими словами. В Дидахе („Учении двенадцати апостолов“), раннехристианском тексте, написанном в I веке, говорится: „Пророкам же позволяйте благодарить столько, сколько они хотят“.
Но постепенно от этой практики стали отходить: такая молитвенная импровизация была возможна только в первые десятилетия существования христианства, когда во главе общин стояли харизматические лидеры. Со временем поколения менялись, эпоха харизматиков уходила в прошлое, и для того, чтобы сохранить смысл богослужения, сложившегося благодаря талантливым молитвенным экспромтам предстоятелей первых общин, стали создавать тексты богослужебных чинопоследований. И в дальнейшем служба стала совершаться строго по этим текстам.
Первые евхаристические молитвы, насколько мы можем судить по тексту Дидахе, были очень похожи на еврейские благословения. Затем христиане стали формировать собственную богослужебную традицию. Благодаря Иустину Философу, описавшему в своей „Апологии“ христианское богослужение II века, мы знаем, как в те времена совершалась литургия: сначала читались отрывки из апостольских посланий и Евангелия, затем предстоятель говорил проповедь, а потом к алтарю приносили хлеб и вино, и совершалась евхаристия. В дальнейшем эта схема богослужения оставалась неизменной, но дополнялась новыми деталями: появлялись новые молитвы, создавались новые богослужебные песнопения. Первый полный текст литургии, дошедший до нас, был создан в IV веке — он изложен в восьмой главе „Апостольских постановлений“.
Сегодня богослужения в храмах Русской православной церкви совершаются по обряду, складывавшемуся в Византии на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировавшемуся к концу первого тысячелетия — как раз к тому времени, когда была крещена Русь. А Типикон — богослужебный устав, которым Церковь пользуется в наши дни, — был создан в палестинских и сирийских монастырях. Когда мы заходим в церковь во время всенощного бдения и слышим довольно продолжительное монотонное чтение, можно представить себе, как египетский или сирийский монах в одиночку совершал такую службу в пещере, служившей ему жилищем. Торжественное же пение хора напоминает о богослужении, сложившемся в константинопольских храмах. Эта форма христианского богослужения уже давно ушла в прошлое, но о ней напоминает сохраняющийся в некоторых приходах обычай петь на два хора: они чередуются — поет то один хор, то другой.
Разумеется, сегодняшняя служба в православных храмах совершается совсем не так же, как в Киевской Руси. Изменения происходят постоянно, но невооруженным взглядом они незаметны: во-первых, эти изменения обычно не бывают глобальными, а касаются частных аспектов богослужения, во-вторых, верующие быстро привыкают к изменившемуся богослужению, и начинает казаться, что так было всегда.
Например, сегодня в храмах Русской православной церкви в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма — и все думают, что это очень древняя традиция и что так было всегда. Однако изначально такой крестный ход совершался только на Пасху, а крестные ходы в престольные праздники стали совершать по историческим меркам совсем недавно — в начале XX века. Причем сначала эта традиция появилась на Западной Украине под влиянием аналогичных католических практик, а потом постепенно распространилась по всей России.
Так что христианское богослужение с течением времени так или иначе меняется, но при этом смысл, вложенный в него еще в I веке первыми христианами — совершение таинства евхаристии (благодарения), — остается неизменным».
Комментарии 1
«Христианское богослужение складывалось постепенно. Главное отличие современного от раннехристианского заключается в том, что у ранних христиан не было строго определенного текста богослужебных чинопоследований. Молитвы читались по наитию, предстоятель мог импровизировать, молиться своими словами. В Дидахе („Учении двенадцати апостолов“), раннехристианском тексте, написанном в I веке, говорится: „Пророкам же позволяйте благодарить столько, сколько они хотят“.
Но постепенно от этой практики стали отходить: такая молитвенная импровизация была возможна только в первые десятилетия существования христианства, когда во главе общин стояли харизматические лидеры. Со временем поколения менялись, эпоха харизматиков уходила в прошлое, и для того, чтобы сохранить смысл богослужения, сложившегося благодаря талантливым молитвенным экспромтам предстоятелей первых общин, стали создавать тексты богослужебных чинопоследований. И в дальнейшем служба стала совершаться строго по этим текстам.
Первые евхаристические молитвы, насколько мы можем судить по тексту Дидахе, были очень похожи на еврейские благословения. Затем христиане стали формировать собственную богослужебную традицию. Благодаря Иустину Философу, описавшему в своей „Апологии“ христианское богослужение II века, мы знаем, как в те времена совершалась литургия: сначала читались отрывки из апостольских посланий и Евангелия, затем предстоятель говорил проповедь, а потом к алтарю приносили хлеб и вино, и совершалась евхаристия. В дальнейшем эта схема богослужения оставалась неизменной, но дополнялась новыми деталями: появлялись новые молитвы, создавались новые богослужебные песнопения. Первый полный текст литургии, дошедший до нас, был создан в IV веке — он изложен в восьмой главе „Апостольских постановлений“.
Сегодня богослужения в храмах Русской православной церкви совершаются по обряду, складывавшемуся в Византии на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировавшемуся к концу первого тысячелетия — как раз к тому времени, когда была крещена Русь. А Типикон — богослужебный устав, которым Церковь пользуется в наши дни, — был создан в палестинских и сирийских монастырях. Когда мы заходим в церковь во время всенощного бдения и слышим довольно продолжительное монотонное чтение, можно представить себе, как египетский или сирийский монах в одиночку совершал такую службу в пещере, служившей ему жилищем. Торжественное же пение хора напоминает о богослужении, сложившемся в константинопольских храмах. Эта форма христианского богослужения уже давно ушла в прошлое, но о ней напоминает сохраняющийся в некоторых приходах обычай петь на два хора: они чередуются — поет то один хор, то другой.
Разумеется, сегодняшняя служба в православных храмах совершается совсем не так же, как в Киевской Руси. Изменения происходят постоянно, но невооруженным взглядом они незаметны: во-первых, эти изменения обычно не бывают глобальными, а касаются частных аспектов богослужения, во-вторых, верующие быстро привыкают к изменившемуся богослужению, и начинает казаться, что так было всегда.
Например, сегодня в храмах Русской православной церкви в престольный праздник совершается крестный ход вокруг храма — и все думают, что это очень древняя традиция и что так было всегда. Однако изначально такой крестный ход совершался только на Пасху, а крестные ходы в престольные праздники стали совершать по историческим меркам совсем недавно — в начале XX века. Причем сначала эта традиция появилась на Западной Украине под влиянием аналогичных католических практик, а потом постепенно распространилась по всей России.
Так что христианское богослужение с течением времени так или иначе меняется, но при этом смысл, вложенный в него еще в I веке первыми христианами — совершение таинства евхаристии (благодарения), — остается неизменным».